Статьи и обзоры:::Электронный бизнес:::B2B в России - первые результатыВерсия для печати
Новости портала
Инновационное кольцо
 Каталог участников
  Рейтинг участников
 Последние пресс - релизы
 Поиск
 Личный кабинет
Статьи и обзоры
 Венчурный бизнес
 Потребительские инновации
 Электронный бизнес
 Интернет - маркетинг
 B2B - инновации
 В2В - новинки
Доска деловых объявлений
 Последние сообщения
 Поиск
  Поиск по заголовкам
 Личный кабинет / Добавить объявление
 Регистрация
 Каталог участников
  Рейтинг участников
Деловые ресурсы Рунета
 Каталог досок деловых объявлений
 Каталог деловых порталов
Инновационные ресурсы Рунета
 Банки бизнес-идей
 Инновационные центры

 

                              B2B в России: первые результаты
 
 Алексей Бессуднов

        Разговоров о создании площадок для электронной торговли по схеме B2B ведется много, однако больших результатов пока не видно. Реально работающие торговые системы можно пересчитать на пальцах одной руки. В основном, как это, на первый взгляд, не покажется странным, они ориентированы на традиционные отрасли промышленности: зерновую, лесную, металлургическую. Пока электронные биржи работают в режиме, близком к информационному: покупатели и продавцы просто знакомятся друг с другом в Интернете, но не проходят в онлайне все этапы заключения сделки. Подписание договора в офлайне все еще необходимо. Радует то, что интернет-бизнес в России не ограничивается областью hi-tech, а захватывает отрасли "старой экономики", выводя их на новый технологический уровень.

         По большому счету, реализация схем B2B в России началась только в этом году. Первопроходцами стали отрасли, в которых работают много компаний, территориально удаленных друг от друга. Рынок зерна, например, насчитывет около 50 тысяч участников в 30 регионах России, лесная отрасль - около 20 тысяч предприятий. При этом ежегодный оборот, к примеру, рынка зерна оценивается в $8 млрд., что несопоставимо с суммарным оборотом российских интернет-компаний. Большое количество покупателей и продавцов приводит к тому, что рынки плохо структурированы и нуждаются в объединяющих информационных центрах. Торговые площадки в Интернете практически идеально подходят для этих целей.

         Торговля зерном в Рунете ведется на двух площадках, между которыми даже существует некоторое подобие конкуренции. Первая из них - "Зерно Он-Лайн" открылась 25 апреля этого года. В настоящий момент биржа насчитывает 279 участников, каждый день, по словам координатора проекта Александра Хейфеца, добавляется от 3 до 5 новых компаний. Создание биржи обошлось ее организаторам примерно в $200 тысяч, схожую цифру называют и в компании "Рослеспром" - организаторе "Глобальной Информационно-Аналитической Торговой Системы" (ГИАТС), предоставляющей информационные услуги в лесообрабатывающей промышленности. Владельцем "Зерно Он-Лайн" является компания "Линн", доля в которой принадлежит Хейфецу. Целью проекта, по словам его координатора, было структурирование рынка. "Рынок зерна достаточно тяжелый, - говорит Хейфец. - Нам захотелось его нормально организовать, чтобы он стал взрослым, сделать так, чтобы зерно превратилось в финансовый инструмент". За прошедшее с открытия биржи время компания "Линн" наторговала с ее помощью приблизительно на $800-900 тыс. Сейчас "Зерно Он-Лайн" является торговой системой, работающей в системе переговорных сделок. Сами сделки заключаются в офлайне. Это связано с несколькими причинами: во-первых, тяжело наладить систему гарантий для участников, во-вторых, до сих пор не принят закон об электронно-цифровой подписи. На эту причину ссылались и коллеги Хейфеца. Впрочем, уже в середине октября планируется, что прямо в системе можно будет заключить сделку по стандартному договору.
Хейфец считает, что своего рода перелом в работе биржи наступит тогда, когда число ее участников достигнет 1000 компаний. Привлечение нового участника обходится бирже примерно в $8, при этом около 70% операторов рынка, когда-либо торговавших через Интернет, в систему уже вступили. Соответственно, в дальнейшем перед "Зерном Он-Лайн" встанет своего рода пропагандистская задача, что может существенно увеличить издержки.

        Прибыль биржа намерена получать со счет оказания услуг по отгрузке и хранению товара и организации торгов, т. е. логистики. Интересно, что реклама на сайте не будет основным источником доходов. "Понятная бизнес-модель, - полагает Хейфец, - поможет нам привлечь инвестиции. Уже есть несколько инвесторов, в том числе и иностранные - из Германии и США. На Западе подобные нашей B2B-системы стоят от $50 до $100 млн.".
        Конкурент "Зерно Он-Лайн" - межрегиональная торговая система "Зерно", организованная компанией "Русские фонды" - объявила о начале торгов совсем недавно - 16 августа. За прошедшие две недели, говорит исполнительный директор МТС "Зерно" Виталий Лебедев, было выставлено 40-50 заявок на продажу и 20-30 на продажу. Планируемых источников прибыли у проекта несколько: привлечение рекламы (характерно, что это пункт был назван первым), взимание со временем абонентской платы с участников и, поскольку МТС "Зерно" имеет собственные промышленные мощности по переработке зерна, продажа собственной продукции на собственной же площадке. Опять-таки, на данном этапе МТС "Зерно" является торгово-информационной системой. "Мы не можем гарантировать действительное наличие у одной стороны денег, а у другой товара, - говорит Лебедев. - Мы может только констатировать, что у одних есть интерес купить, а у других продать". Со временем у системы должен сложиться определенный круг клиентов, в которых МТС "Зерно" будет уверена. Тогда будет введена абонентская плата, а система превратится в закрытый клуб.
Интересно, что МТС "Зерно" предлагала компании "Зерно Он-Лайн" объединиться, но ту не устроили предложенные условия. "Я думаю, что сегодня рынок выдержит две такие системы", - считает Хейфец.

       Еще один пример работающей B2B-площадки - уже упоминавщаяся ГИАТС - детище "Рослеспрома". "Рослеспром" - бывшее советское министерство лесной промышленности - пытается таким образом организовать рынок, предоставить о нем информацию и помочь предприятиям частично избавиться от посредников. Правда, сейчас в системе всего 37 участников - прямо скажем, немного. Бюджет проекта складывается за счет стоимости подключения пользователей и абонентской платы. "Лес - один из тех товаров, которые должны торговаться в Интернете. Этому способствует широкая география поставщиков и потребителей", - говорит Валерий Прилипов, заместитель начальника управления "Рослеспрома". Прилипов считает, что технологически система готова к проведению онлайновых торгов, но проблема в отсутствии закона об электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

       Некоторые проекты открылись и в металлургической отрасли, но их пока сложно назвать электронными торговыми площадками. Rusmet.ru - не более, чем доска объявлений, недавно открывшийся магазин "35ГС" работает только с одним продавцом. Большие амбиции у системы Faktura.ru, разработанной "Центром финансовых технологий" и начавшей торги 7 июля сразу в нескольких категориях. Впрочем, пока с количеством участников у "Фактуры" дела обстоят не блестяще

        Обзор российских электронных бирж, открывшихся за последние полгода, позволяет сделать некоторые выводы. Успешно действуют те системы, инициатором которых выступил один из операторов офлайнового рынка, а не неизвестно откуда свалившаяся интернет-компания, не обладающая устойчивыми связями в бизнес-мире и не знающая специфики отрасли. Преимущество имеют узкоспециализированные площадки, а не проекты, которые стремятся объять необъятное. Поэтому под вопросом дальнейшие перспективы Faktura.ru. "B2B-площадки на вертикальных рынках выживут, поскольку люди будут ориентироваться на специализированный контент, - говорит Хейфец. - Этого нельзя сказать о торговых порталах".

        Основное препятствие для развития схем B2B - плохое качество подключения к Интернету в регионах. "Мы не можем подключить к системе напрямую деревни в Орловской, Тамбовской, Липецкой областях - Интернет там невозможен, - говорит Лебедев. - Реально приходится работать с элеваторами, а они сами договариваются с колхозами". Те же проблемы у ГИАТС: предприятия в Хакасии и хотели бы подключиться, да Интернета нет. Это, так сказать, институциональная проблема, которую за несколько месяцев или даже лет не решить. Кстати, психологические проблемы, которые можно было предположить - не все менеджеры региональных предприятий жаждут познакомиться с Интернетом - не так существенны. Некоторые крупные зерновые элеваторы даже имеют свои сайты. Кроме того, интересно, что в распространении B2B в Росии принимают активное участие местные власти. Руководители проектов иногда обращаются в местные администарции, а чиновники уже разговаривают с директорами предприятий и колхозов. Своего рода цифровая революция сверху.

         До конца года, вероятно, произойдет открытие еще нескольких электронных бирж. Однако успеха добьются только те из них, которые предложат рынку грамотную четко отлаженную бизнес-модель, а не выйдут на него с голословными обещаниями. Сенсационных результатов ожидать не стоит и у них - внедрение систем онлайновых торгов, по всей видимости, еще далеко - мешают низкое качество подключения к Интернету, отсутствие законодательной базы, да и сами предприятия к этому не готовы хотя бы из плохих систем внутреннего документооборота. Пока электронные биржи будут работать преимущественно в информационном режиме. Впрочем, это тоже немалый шаг вперед.

 www.internet.ru , 29.08.2000
 
 

 

 

последние новости компаний
Polymedia выводит на рынок новый Flipbox UHD
Группа компаний CDC представляет систему дистанционного обучения ОПТИМУМ СДО
Новая система НОРБИТ для автоматизации госзакупок по 44-ФЗ
ПластФактор выводит в свет новинку — покрытие Veropol dom
ABBYY® TextGrabber + Translator «подружился» с планшетами Apple®
«ЭЛВИС-НеоТек» запускает новый сайт www.visorjet.ru для нового продукта
Новая дверь NAYADA-Magic: шум станет незаметен
В рамках Windows Embedded Day 2013 Polymedia представила Flipbox
QTECH применяет революционную технологию BWP в новых коммутаторах серии QTECH QSW-2910
«Hi-Tech Security» представит новинки систем безопасности на MIPS 2013
последние объявления
Торговый Дом КОСТА
Красочный Мир
ООО "МаЛек-БэБи"
Канат трос гост 2688 крановый и для лебёдок
Лента нихром, нить, проволока х20н80, х15н60
Рейтинг адвокатов Москвы
Мосмайка
Предлагаем глютен кукурузный ГОСТ 55489-2013
АТИКА
ПАНЧ-11 проволока сварочная для ремонтной сварки чугуна
CARCADE
СВДом
ОДО «Дельта» - мебель на заказ
Адвокат 24 часа
Корма и аксессуары для домашних животных
ООО «Филатовец-Д»
Медэлит Про
МедЭлитКонсалтинг
Ремонт квартир в Волгограде
Школа менеджмента Зифы Димитриевой МИМ - IBSA
Статьи и обзоры:::Электронный бизнес:::B2B в России - первые результатыВерсия для печати
Сервер деловых сообщений - Аренда Рекламного Комплекса - Сервер пресс-релизов на В2ВSBN - Рейтинг TOPB2B - Портал «Обеспечение Бизнеса» - Сервер Управления Рекламой СБН
Сайт построен по технологии ТАПИР.
© Синтез Бизнес Новаций 1999-2018