Статьи и обзоры:::Электронный бизнес:::B2B в России - первые результатыВерсия для печати
Новости портала
Инновационное кольцо
 Каталог участников
  Рейтинг участников
 Последние пресс - релизы
 Поиск
 Личный кабинет
Статьи и обзоры
 Венчурный бизнес
 Потребительские инновации
 Электронный бизнес
 Интернет - маркетинг
 B2B - инновации
 В2В - новинки
Доска деловых объявлений
 Последние сообщения
 Поиск
  Поиск по заголовкам
 Личный кабинет / Добавить объявление
 Регистрация
 Каталог участников
  Рейтинг участников
Деловые ресурсы Рунета
 Каталог досок деловых объявлений
 Каталог деловых порталов
Инновационные ресурсы Рунета
 Банки бизнес-идей
 Инновационные центры

 

                              B2B в России: первые результаты
 
 Алексей Бессуднов

        Разговоров о создании площадок для электронной торговли по схеме B2B ведется много, однако больших результатов пока не видно. Реально работающие торговые системы можно пересчитать на пальцах одной руки. В основном, как это, на первый взгляд, не покажется странным, они ориентированы на традиционные отрасли промышленности: зерновую, лесную, металлургическую. Пока электронные биржи работают в режиме, близком к информационному: покупатели и продавцы просто знакомятся друг с другом в Интернете, но не проходят в онлайне все этапы заключения сделки. Подписание договора в офлайне все еще необходимо. Радует то, что интернет-бизнес в России не ограничивается областью hi-tech, а захватывает отрасли "старой экономики", выводя их на новый технологический уровень.

         По большому счету, реализация схем B2B в России началась только в этом году. Первопроходцами стали отрасли, в которых работают много компаний, территориально удаленных друг от друга. Рынок зерна, например, насчитывет около 50 тысяч участников в 30 регионах России, лесная отрасль - около 20 тысяч предприятий. При этом ежегодный оборот, к примеру, рынка зерна оценивается в $8 млрд., что несопоставимо с суммарным оборотом российских интернет-компаний. Большое количество покупателей и продавцов приводит к тому, что рынки плохо структурированы и нуждаются в объединяющих информационных центрах. Торговые площадки в Интернете практически идеально подходят для этих целей.

         Торговля зерном в Рунете ведется на двух площадках, между которыми даже существует некоторое подобие конкуренции. Первая из них - "Зерно Он-Лайн" открылась 25 апреля этого года. В настоящий момент биржа насчитывает 279 участников, каждый день, по словам координатора проекта Александра Хейфеца, добавляется от 3 до 5 новых компаний. Создание биржи обошлось ее организаторам примерно в $200 тысяч, схожую цифру называют и в компании "Рослеспром" - организаторе "Глобальной Информационно-Аналитической Торговой Системы" (ГИАТС), предоставляющей информационные услуги в лесообрабатывающей промышленности. Владельцем "Зерно Он-Лайн" является компания "Линн", доля в которой принадлежит Хейфецу. Целью проекта, по словам его координатора, было структурирование рынка. "Рынок зерна достаточно тяжелый, - говорит Хейфец. - Нам захотелось его нормально организовать, чтобы он стал взрослым, сделать так, чтобы зерно превратилось в финансовый инструмент". За прошедшее с открытия биржи время компания "Линн" наторговала с ее помощью приблизительно на $800-900 тыс. Сейчас "Зерно Он-Лайн" является торговой системой, работающей в системе переговорных сделок. Сами сделки заключаются в офлайне. Это связано с несколькими причинами: во-первых, тяжело наладить систему гарантий для участников, во-вторых, до сих пор не принят закон об электронно-цифровой подписи. На эту причину ссылались и коллеги Хейфеца. Впрочем, уже в середине октября планируется, что прямо в системе можно будет заключить сделку по стандартному договору.
Хейфец считает, что своего рода перелом в работе биржи наступит тогда, когда число ее участников достигнет 1000 компаний. Привлечение нового участника обходится бирже примерно в $8, при этом около 70% операторов рынка, когда-либо торговавших через Интернет, в систему уже вступили. Соответственно, в дальнейшем перед "Зерном Он-Лайн" встанет своего рода пропагандистская задача, что может существенно увеличить издержки.

        Прибыль биржа намерена получать со счет оказания услуг по отгрузке и хранению товара и организации торгов, т. е. логистики. Интересно, что реклама на сайте не будет основным источником доходов. "Понятная бизнес-модель, - полагает Хейфец, - поможет нам привлечь инвестиции. Уже есть несколько инвесторов, в том числе и иностранные - из Германии и США. На Западе подобные нашей B2B-системы стоят от $50 до $100 млн.".
        Конкурент "Зерно Он-Лайн" - межрегиональная торговая система "Зерно", организованная компанией "Русские фонды" - объявила о начале торгов совсем недавно - 16 августа. За прошедшие две недели, говорит исполнительный директор МТС "Зерно" Виталий Лебедев, было выставлено 40-50 заявок на продажу и 20-30 на продажу. Планируемых источников прибыли у проекта несколько: привлечение рекламы (характерно, что это пункт был назван первым), взимание со временем абонентской платы с участников и, поскольку МТС "Зерно" имеет собственные промышленные мощности по переработке зерна, продажа собственной продукции на собственной же площадке. Опять-таки, на данном этапе МТС "Зерно" является торгово-информационной системой. "Мы не можем гарантировать действительное наличие у одной стороны денег, а у другой товара, - говорит Лебедев. - Мы может только констатировать, что у одних есть интерес купить, а у других продать". Со временем у системы должен сложиться определенный круг клиентов, в которых МТС "Зерно" будет уверена. Тогда будет введена абонентская плата, а система превратится в закрытый клуб.
Интересно, что МТС "Зерно" предлагала компании "Зерно Он-Лайн" объединиться, но ту не устроили предложенные условия. "Я думаю, что сегодня рынок выдержит две такие системы", - считает Хейфец.

       Еще один пример работающей B2B-площадки - уже упоминавщаяся ГИАТС - детище "Рослеспрома". "Рослеспром" - бывшее советское министерство лесной промышленности - пытается таким образом организовать рынок, предоставить о нем информацию и помочь предприятиям частично избавиться от посредников. Правда, сейчас в системе всего 37 участников - прямо скажем, немного. Бюджет проекта складывается за счет стоимости подключения пользователей и абонентской платы. "Лес - один из тех товаров, которые должны торговаться в Интернете. Этому способствует широкая география поставщиков и потребителей", - говорит Валерий Прилипов, заместитель начальника управления "Рослеспрома". Прилипов считает, что технологически система готова к проведению онлайновых торгов, но проблема в отсутствии закона об электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

       Некоторые проекты открылись и в металлургической отрасли, но их пока сложно назвать электронными торговыми площадками. Rusmet.ru - не более, чем доска объявлений, недавно открывшийся магазин "35ГС" работает только с одним продавцом. Большие амбиции у системы Faktura.ru, разработанной "Центром финансовых технологий" и начавшей торги 7 июля сразу в нескольких категориях. Впрочем, пока с количеством участников у "Фактуры" дела обстоят не блестяще

        Обзор российских электронных бирж, открывшихся за последние полгода, позволяет сделать некоторые выводы. Успешно действуют те системы, инициатором которых выступил один из операторов офлайнового рынка, а не неизвестно откуда свалившаяся интернет-компания, не обладающая устойчивыми связями в бизнес-мире и не знающая специфики отрасли. Преимущество имеют узкоспециализированные площадки, а не проекты, которые стремятся объять необъятное. Поэтому под вопросом дальнейшие перспективы Faktura.ru. "B2B-площадки на вертикальных рынках выживут, поскольку люди будут ориентироваться на специализированный контент, - говорит Хейфец. - Этого нельзя сказать о торговых порталах".

        Основное препятствие для развития схем B2B - плохое качество подключения к Интернету в регионах. "Мы не можем подключить к системе напрямую деревни в Орловской, Тамбовской, Липецкой областях - Интернет там невозможен, - говорит Лебедев. - Реально приходится работать с элеваторами, а они сами договариваются с колхозами". Те же проблемы у ГИАТС: предприятия в Хакасии и хотели бы подключиться, да Интернета нет. Это, так сказать, институциональная проблема, которую за несколько месяцев или даже лет не решить. Кстати, психологические проблемы, которые можно было предположить - не все менеджеры региональных предприятий жаждут познакомиться с Интернетом - не так существенны. Некоторые крупные зерновые элеваторы даже имеют свои сайты. Кроме того, интересно, что в распространении B2B в Росии принимают активное участие местные власти. Руководители проектов иногда обращаются в местные администарции, а чиновники уже разговаривают с директорами предприятий и колхозов. Своего рода цифровая революция сверху.

         До конца года, вероятно, произойдет открытие еще нескольких электронных бирж. Однако успеха добьются только те из них, которые предложат рынку грамотную четко отлаженную бизнес-модель, а не выйдут на него с голословными обещаниями. Сенсационных результатов ожидать не стоит и у них - внедрение систем онлайновых торгов, по всей видимости, еще далеко - мешают низкое качество подключения к Интернету, отсутствие законодательной базы, да и сами предприятия к этому не готовы хотя бы из плохих систем внутреннего документооборота. Пока электронные биржи будут работать преимущественно в информационном режиме. Впрочем, это тоже немалый шаг вперед.

 www.internet.ru , 29.08.2000
 
 

 

 

последние новости компаний
Polymedia выводит на рынок новый Flipbox UHD
Группа компаний CDC представляет систему дистанционного обучения ОПТИМУМ СДО
Новая система НОРБИТ для автоматизации госзакупок по 44-ФЗ
ПластФактор выводит в свет новинку — покрытие Veropol dom
ABBYY® TextGrabber + Translator «подружился» с планшетами Apple®
«ЭЛВИС-НеоТек» запускает новый сайт www.visorjet.ru для нового продукта
Новая дверь NAYADA-Magic: шум станет незаметен
В рамках Windows Embedded Day 2013 Polymedia представила Flipbox
QTECH применяет революционную технологию BWP в новых коммутаторах серии QTECH QSW-2910
«Hi-Tech Security» представит новинки систем безопасности на MIPS 2013
последние объявления
АКБ "Держава" ПАО
Уплотнение (манжета) ОПУ автокрана
Электрическая спираль из нихрома
Пластиковые формы для искусственного камня.
Full Legal Consulting
Токосъемник КС-6476.620.01.000, ТКА, ТСУ-15
чиллер CFT HITEMA для вентиляции, цод
Pro Фартук
Формы для тротуарной плитки.
"БИЛД"
АвтоСила
Generatortut.ru
Сталь-Мастер
ООО «Проектстройсервис»
Mans-gift Мастерская Ненькова А.Н.
Этажерка
Покупаем отходы пластмасс, плёнки, неликвиды химии, Распродажа.
Евро Клинкер
Оборудование конфет, шоколада, и глазирования Италия Selmi.
Good Life
Статьи и обзоры:::Электронный бизнес:::B2B в России - первые результатыВерсия для печати
Сервер деловых сообщений - Аренда Рекламного Комплекса - Сервер пресс-релизов на В2ВSBN - Рейтинг TOPB2B - Портал «Обеспечение Бизнеса» - Сервер Управления Рекламой СБН
Сайт построен по технологии ТАПИР.
© Синтез Бизнес Новаций 1999-2018