Статьи и обзоры:::Электронный бизнес:::Инвестиционная привлекательность российского ИнтернетаВерсия для печати
Новости портала
Инновационное кольцо
 Каталог участников
  Рейтинг участников
 Последние пресс - релизы
 Поиск
 Личный кабинет
Статьи и обзоры
 Венчурный бизнес
 Потребительские инновации
 Электронный бизнес
 Интернет - маркетинг
 B2B - инновации
 В2В - новинки
Доска деловых объявлений
 Последние сообщения
 Поиск
  Поиск по заголовкам
 Личный кабинет / Добавить объявление
 Регистрация
 Каталог участников
  Рейтинг участников
Деловые ресурсы Рунета
 Каталог досок деловых объявлений
 Каталог деловых порталов
Инновационные ресурсы Рунета
 Банки бизнес-идей
 Инновационные центры

              

                Инвестиционная привлекательность российского Интернета

На вопросы РБК отвечает менеджер corporate finanse компании "Артур Андерсен" Наталья Одинцова..
 
РБК: Как Вы считаете, чем вызван нынешний бум инвестиций в Интернет?
 
Н.О.: Мы наблюдаем несомненное повышение активности на рынке инвестиций в области Интернета со стороны как международных, так и российских финансовых и стратегических инвесторов. На российском рынке появилось несколько крупных западных финансовых инвесторов, нацеленных на российский Интернет: RuNet Holdings, NetBridge, консорциум Orion Capital и "Русских Фондов". Российские компании (например, «Медиа-Мост») начинают проявлять активный интерес к этому рынку. Но говорить о буме, наверное, несколько рано. Судя по публичным источникам, с начала 1999 г. инвестиции привлекли около десятка в основном самых известных на рынке компаний: Rambler (известная и популярная поисковая система), Port.ru (один из наиболее известных горизонтальных порталов), Ozon (известный интернет-магазин), Гласнет и Нева-Линк (одни из крупнейших интернет- провайдеров Москвы и Петербурга), Мolotok.ru (проект компании NetBridge), Яndex, lenta.ru - все это наиболее известные игроки на российском рынке.
 
РБК: Каковы, на Ваш взгляд, прогнозы окупаемости?
 
Н.О.: Российский рынок Интернета - пока еще рынок венчурных (т.е. рискованных) и частных (т.е. непубличных) инвестиций. Портфельных инвесторов на нем сейчас нет, поэтому капитализация российского рынка Интернета весьма спекулятивна.
Окупаемость вложений венчурных инвесторов можно будет оценить точнее к "моменту выхода", т.е. IPO, продажи стратегическому инвестору и пр. Инвесторы вкладываются в лидеров рынка, которые имеют хорошие перспективы и демонстрируют уверенный рост. Однако, имея в виду достаточно высокую рискованность российских интернет-инвестиций и неустойчивость рынка высокотехнологичных компаний в мире, следует отметить, что показатели IRR (внутренней ставки окупаемости), на которые рассчитывают инвесторы, также достаточно высокие, выше чем на развитых рынках.
 
РБК: Ваша оценка оборота е-коммерции в России.
 
Н.О.: Компания BCG недавно оценила объем рынка е-коммерции в России к 2003 г. в 400-600 млн долл., что, скорее всего, весьма осторожный прогноз. Для сравнения, объем азиатского рынка е-коммерции, по оценкам Gardner Group, в 1999 г. превысил 10 млрд долл. и планирует вырасти к 2003 г. почти до 400 млрд долл. Рынок е-коммерции в США, по оценкам Jupiter Communication и Forrester Research, в 1999 г. составил примерно 150 млрд долл. и вырастет к 2003 г. до 1,660 млрд долл. Нашему рынку есть к чему стремиться.
 
РБК: Каково количество пользователей Рунета?
 
Н.О.: Различные источники дают разные прогнозы. Интересные оценки предоставляет Monitoring.ru, который прогнозирует максимальную аудиторию Рунета в 2002 г. в 20 млн.
 
РБК: Что, по-Вашему, способствует росту пользователей?
 
Н.О.: Автомобиль и сотовый телефон уже превратились из роскоши в средство передвижения и средство общения. Интернет также стал частью деловой и повседневной жизни, и это касается не только Москвы и Петербурга. Новосибирск и Томск, например, также весьма "продвинуты" в этом отношении. Расширение пользовательской базы происходит вследствие снижения тарифов, которые сейчас могут себе позволить все более широкие круги потребителей, расширения набора услуг, которые российские потребители могут получить в сети, а также нового подхода к рекламе и маркетингу. Интернет сейчас активно "продвигается" через несетевые публичные источники информации: телевидение, прессу, наружную рекламу и пр. Вместе с экономическим ростом это является основными "двигателями" развития Интернета.
 
РБК: Каковы перспективы электронной коммерции в условиях ограниченной платежеспособности населения и малой аудитории Интернета (2% населения)?
 
Н.О.: По оценкам Computer Industry Almanac, в 1999 г. процентная "плотность" охвата Интернетом российского населения составила 3,4%, по данным Monitoring.ru - 3,6%, что, конечно, немного по сравнению с Европой и США (где этот показатель колеблется в пределах от 11% в Испании до 50% в США), однако выше, чем в Бразилии (3,3%) и гораздо выше, чем в Китае (0,3%), которые, как и Россия, относятся к развивающимся рынкам.
По оценкам "Комкон-2", большая часть пользователей Рунета относится к категории с обеспеченностью выше средней. В 1999 г. в российском Интернете доля пользователей с высшим образованием была выше, чем в США. И что касается платежеспособности молодой части интернет-пользователей, в частности студентов, то я бы не ставила ее под вопрос. Это хорошая перспективная аудитория (предприимчивая, образованная, активная, позитивно реагирующая на новые тенденции) с точки зрения интернет-коммерции в качестве как индивидуального, так и бизнес-участника.
В проблеме платежеспособного спроса существует также региональный аспект. В настоящее время большая часть пользователей проживает в Москве и Петербурге. Однако важным и инновативным качеством Интернета является как раз размывание границ и возможность делать бизнес, зарабатывать деньги и потреблять, гораздо меньше привязываясь к месту проживания, а инновативность свойственна не обязательно самым насыщенным с материальной точки зрения странам и регионам.
 
РБК: Какие Вы видите пути развития B2B e-коммерции?
 
Н.О.: В среднем в мире е-коммерция В2В и В2С имеет различные темпы роста, и в ближайшие 3-5 лет прогнозируется более высокий рост В2В по сравнению с В2С. В России имеет место дефицит информационного обмена между компаниями. Интернет должен помочь в разрешении этой проблемы и содействовать увеличению товарооборота. В2В, очевидно, ориентируется на платежеспособный бизнес-спрос, однако Интернет имеет возможность учесть "неденежные" расчеты, что сейчас немаловажно для недостаточно развитого российского денежного и кредитного рынков.
 
РБК: Как, на Ваш взгляд, выглядит полноценная платежная система?
 
Н.О.: Вместо слова "полноценный" я бы предложила использовать "удобный для участников" и "распространенный". Поскольку существует большой спрос на такую систему (или системы), я полагаю, они должны появиться. В идеале такая система, по моему мнению, должна учитывать требования расчетов между компаниями и расчетов с индивидуальными покупателями как в отношении операций, проводимых в России, так и расчетов с заграницей. Возможно, что таких систем будет несколько.
 
РБК: Когда уровень пользования Интернетом станет достаточным для развития электронной коммерции?
 
Н.О.: Я полагаю, что для развития электронной коммерции он сейчас вполне достаточен.
 
РБК: Во всем мире основной доход интернет-компании извлекают не из прибыли, а из капитализации. Каковы перспективы российских компаний на американской бирже?
 
Н.О.: Это два различных вопроса. Компании извлекают доходы из своей деятельности. Инвестиционный доход компания получает в момент каждого нового предложения своих акций на рынке. Кроме того, компании могут держать часть собственных выпущенных акций в портфеле и "играть" ими для своих целей (например, для поддержания котировок). Доходы от роста или падения капитализации любой публичной компании извлекают акционеры, которые, в принципе, делятся на спекулянтов, извлекающих доход в первую очередь из кратковременных колебаний рынка, и долгосрочных инвесторов, которые ориентируются на длительную перспективу. Последние также получают доход от разницы в цене покупки и продажи акций, но принимают во внимание и доход от дивидендов, если компания получает прибыли и делит их среди акционеров. Это общие правила, которые относятся и к интернет-компаниям.
Что касается российских компаний, я полагаю, что в скором времени наиболее развитая часть из них дорастет до уровня, когда для них станет возможным выход на международные открытые рынки. Для выхода на международный рынок необходима прозрачная финансовая отчетность и финансовые показатели развития, способные привлечь внимание международных инвесторов, обязательное участие инвестиционного, финансового и юридического консультантов и правильно спрогнозированный момент времени, подходящий для успешного выхода на рынок и пр. Обычно выход на международный рынок является следующим шагом в инвестиционном развитии компаний после привлечения одного или нескольких раундов частного/венчурного финансирования.
В мире, в том числе в США и Европе, существует довольно много открытых торговых/биржевых систем, на которых котируются и торгуются акции молодых компаний. Ряд российских интернет-компаний имеет шансы выйти на них через некоторое время.
 
РБК: Каков процент интернет-стартапов обречен на банкротство?
 
Н.О.: Под банкротством будем для простоты понимать разорение. Если принимать во внимание всю вселенную интернет-проектов, включая просто созревшие у кого-то идеи, то, вероятно, очень большая, если не подавляющая часть. Вследствие того, что многие проекты не являются достаточно интересными, или проработанными, или реализуемыми на определенный момент времени, венчурные капиталисты отказывают почти 90% начинающих предпринимателей, которые к ним обращаются.
 
РБК: Что Вы можете сказать о рынке интернет-рекламы?
 
Н.О.: В моей презентации на РИФе, которая помещена на сайте РБК, присутствует оценка российского рынка интернет-рекламы, сделанная "Артур Андерсен".
 
РБК: Какое место на нем занимает рынок онлайн рекламы?
 
Н.О.: Российский рынок сетевой рекламы пока невелик и оценивается в 1-2 млн долл. в 1999 г., в то время как объем всего рекламного рынка России составит в 2000 г. 1,1 млрд долл., по оценкам Kagan World Media. Для сравнения, по данным Forrester Research, расходы на сетевую рекламу в США составят в 2000 г. 5,4 млрд долл. по сравнению с 2,8 млрд долл. в 1999 г.
Несмотря на незначительный объем, растет рынок сетевой рекламы в России быстро. Бюджеты рекламных компаний в Рунете растут: с 1-1,5 тыс. долл. в месяц в 1999 г. до 5-10 тыс. долл. в 2000 г. 80% сетевой рекламы в России приходится на четыре компании - Intel, Microsoft, Compaq и Hewlett-Packard. 
 
5.05.2000
РИА «РосБизнесКонсалтинг» http://rbc.ru

 

последние новости компаний
Polymedia выводит на рынок новый Flipbox UHD
Группа компаний CDC представляет систему дистанционного обучения ОПТИМУМ СДО
Новая система НОРБИТ для автоматизации госзакупок по 44-ФЗ
ПластФактор выводит в свет новинку — покрытие Veropol dom
ABBYY® TextGrabber + Translator «подружился» с планшетами Apple®
«ЭЛВИС-НеоТек» запускает новый сайт www.visorjet.ru для нового продукта
Новая дверь NAYADA-Magic: шум станет незаметен
В рамках Windows Embedded Day 2013 Polymedia представила Flipbox
QTECH применяет революционную технологию BWP в новых коммутаторах серии QTECH QSW-2910
«Hi-Tech Security» представит новинки систем безопасности на MIPS 2013
последние объявления
АКБ "Держава" ПАО
Уплотнение (манжета) ОПУ автокрана
Электрическая спираль из нихрома
Пластиковые формы для искусственного камня.
Full Legal Consulting
Токосъемник КС-6476.620.01.000, ТКА, ТСУ-15
чиллер CFT HITEMA для вентиляции, цод
Pro Фартук
Формы для тротуарной плитки.
"БИЛД"
АвтоСила
Generatortut.ru
Сталь-Мастер
ООО «Проектстройсервис»
Mans-gift Мастерская Ненькова А.Н.
Этажерка
Покупаем отходы пластмасс, плёнки, неликвиды химии, Распродажа.
Евро Клинкер
Оборудование конфет, шоколада, и глазирования Италия Selmi.
Good Life
Статьи и обзоры:::Электронный бизнес:::Инвестиционная привлекательность российского ИнтернетаВерсия для печати
Сервер деловых сообщений - Аренда Рекламного Комплекса - Сервер пресс-релизов на В2ВSBN - Рейтинг TOPB2B - Портал «Обеспечение Бизнеса» - Сервер Управления Рекламой СБН
Сайт построен по технологии ТАПИР.
© Синтез Бизнес Новаций 1999-2018