Статьи и обзоры:::Электронный бизнес:::Инвестиционная привлекательность российского ИнтернетаВерсия для печати
Новости портала
Инновационное кольцо
 Каталог участников
  Рейтинг участников
 Последние пресс - релизы
 Поиск
 Личный кабинет
Статьи и обзоры
 Венчурный бизнес
 Потребительские инновации
 Электронный бизнес
 Интернет - маркетинг
 B2B - инновации
 В2В - новинки
Доска деловых объявлений
 Последние сообщения
 Поиск
  Поиск по заголовкам
 Личный кабинет / Добавить объявление
 Регистрация
 Каталог участников
  Рейтинг участников
Деловые ресурсы Рунета
 Каталог досок деловых объявлений
 Каталог деловых порталов
Инновационные ресурсы Рунета
 Банки бизнес-идей
 Инновационные центры

              

                Инвестиционная привлекательность российского Интернета

На вопросы РБК отвечает менеджер corporate finanse компании "Артур Андерсен" Наталья Одинцова..
 
РБК: Как Вы считаете, чем вызван нынешний бум инвестиций в Интернет?
 
Н.О.: Мы наблюдаем несомненное повышение активности на рынке инвестиций в области Интернета со стороны как международных, так и российских финансовых и стратегических инвесторов. На российском рынке появилось несколько крупных западных финансовых инвесторов, нацеленных на российский Интернет: RuNet Holdings, NetBridge, консорциум Orion Capital и "Русских Фондов". Российские компании (например, «Медиа-Мост») начинают проявлять активный интерес к этому рынку. Но говорить о буме, наверное, несколько рано. Судя по публичным источникам, с начала 1999 г. инвестиции привлекли около десятка в основном самых известных на рынке компаний: Rambler (известная и популярная поисковая система), Port.ru (один из наиболее известных горизонтальных порталов), Ozon (известный интернет-магазин), Гласнет и Нева-Линк (одни из крупнейших интернет- провайдеров Москвы и Петербурга), Мolotok.ru (проект компании NetBridge), Яndex, lenta.ru - все это наиболее известные игроки на российском рынке.
 
РБК: Каковы, на Ваш взгляд, прогнозы окупаемости?
 
Н.О.: Российский рынок Интернета - пока еще рынок венчурных (т.е. рискованных) и частных (т.е. непубличных) инвестиций. Портфельных инвесторов на нем сейчас нет, поэтому капитализация российского рынка Интернета весьма спекулятивна.
Окупаемость вложений венчурных инвесторов можно будет оценить точнее к "моменту выхода", т.е. IPO, продажи стратегическому инвестору и пр. Инвесторы вкладываются в лидеров рынка, которые имеют хорошие перспективы и демонстрируют уверенный рост. Однако, имея в виду достаточно высокую рискованность российских интернет-инвестиций и неустойчивость рынка высокотехнологичных компаний в мире, следует отметить, что показатели IRR (внутренней ставки окупаемости), на которые рассчитывают инвесторы, также достаточно высокие, выше чем на развитых рынках.
 
РБК: Ваша оценка оборота е-коммерции в России.
 
Н.О.: Компания BCG недавно оценила объем рынка е-коммерции в России к 2003 г. в 400-600 млн долл., что, скорее всего, весьма осторожный прогноз. Для сравнения, объем азиатского рынка е-коммерции, по оценкам Gardner Group, в 1999 г. превысил 10 млрд долл. и планирует вырасти к 2003 г. почти до 400 млрд долл. Рынок е-коммерции в США, по оценкам Jupiter Communication и Forrester Research, в 1999 г. составил примерно 150 млрд долл. и вырастет к 2003 г. до 1,660 млрд долл. Нашему рынку есть к чему стремиться.
 
РБК: Каково количество пользователей Рунета?
 
Н.О.: Различные источники дают разные прогнозы. Интересные оценки предоставляет Monitoring.ru, который прогнозирует максимальную аудиторию Рунета в 2002 г. в 20 млн.
 
РБК: Что, по-Вашему, способствует росту пользователей?
 
Н.О.: Автомобиль и сотовый телефон уже превратились из роскоши в средство передвижения и средство общения. Интернет также стал частью деловой и повседневной жизни, и это касается не только Москвы и Петербурга. Новосибирск и Томск, например, также весьма "продвинуты" в этом отношении. Расширение пользовательской базы происходит вследствие снижения тарифов, которые сейчас могут себе позволить все более широкие круги потребителей, расширения набора услуг, которые российские потребители могут получить в сети, а также нового подхода к рекламе и маркетингу. Интернет сейчас активно "продвигается" через несетевые публичные источники информации: телевидение, прессу, наружную рекламу и пр. Вместе с экономическим ростом это является основными "двигателями" развития Интернета.
 
РБК: Каковы перспективы электронной коммерции в условиях ограниченной платежеспособности населения и малой аудитории Интернета (2% населения)?
 
Н.О.: По оценкам Computer Industry Almanac, в 1999 г. процентная "плотность" охвата Интернетом российского населения составила 3,4%, по данным Monitoring.ru - 3,6%, что, конечно, немного по сравнению с Европой и США (где этот показатель колеблется в пределах от 11% в Испании до 50% в США), однако выше, чем в Бразилии (3,3%) и гораздо выше, чем в Китае (0,3%), которые, как и Россия, относятся к развивающимся рынкам.
По оценкам "Комкон-2", большая часть пользователей Рунета относится к категории с обеспеченностью выше средней. В 1999 г. в российском Интернете доля пользователей с высшим образованием была выше, чем в США. И что касается платежеспособности молодой части интернет-пользователей, в частности студентов, то я бы не ставила ее под вопрос. Это хорошая перспективная аудитория (предприимчивая, образованная, активная, позитивно реагирующая на новые тенденции) с точки зрения интернет-коммерции в качестве как индивидуального, так и бизнес-участника.
В проблеме платежеспособного спроса существует также региональный аспект. В настоящее время большая часть пользователей проживает в Москве и Петербурге. Однако важным и инновативным качеством Интернета является как раз размывание границ и возможность делать бизнес, зарабатывать деньги и потреблять, гораздо меньше привязываясь к месту проживания, а инновативность свойственна не обязательно самым насыщенным с материальной точки зрения странам и регионам.
 
РБК: Какие Вы видите пути развития B2B e-коммерции?
 
Н.О.: В среднем в мире е-коммерция В2В и В2С имеет различные темпы роста, и в ближайшие 3-5 лет прогнозируется более высокий рост В2В по сравнению с В2С. В России имеет место дефицит информационного обмена между компаниями. Интернет должен помочь в разрешении этой проблемы и содействовать увеличению товарооборота. В2В, очевидно, ориентируется на платежеспособный бизнес-спрос, однако Интернет имеет возможность учесть "неденежные" расчеты, что сейчас немаловажно для недостаточно развитого российского денежного и кредитного рынков.
 
РБК: Как, на Ваш взгляд, выглядит полноценная платежная система?
 
Н.О.: Вместо слова "полноценный" я бы предложила использовать "удобный для участников" и "распространенный". Поскольку существует большой спрос на такую систему (или системы), я полагаю, они должны появиться. В идеале такая система, по моему мнению, должна учитывать требования расчетов между компаниями и расчетов с индивидуальными покупателями как в отношении операций, проводимых в России, так и расчетов с заграницей. Возможно, что таких систем будет несколько.
 
РБК: Когда уровень пользования Интернетом станет достаточным для развития электронной коммерции?
 
Н.О.: Я полагаю, что для развития электронной коммерции он сейчас вполне достаточен.
 
РБК: Во всем мире основной доход интернет-компании извлекают не из прибыли, а из капитализации. Каковы перспективы российских компаний на американской бирже?
 
Н.О.: Это два различных вопроса. Компании извлекают доходы из своей деятельности. Инвестиционный доход компания получает в момент каждого нового предложения своих акций на рынке. Кроме того, компании могут держать часть собственных выпущенных акций в портфеле и "играть" ими для своих целей (например, для поддержания котировок). Доходы от роста или падения капитализации любой публичной компании извлекают акционеры, которые, в принципе, делятся на спекулянтов, извлекающих доход в первую очередь из кратковременных колебаний рынка, и долгосрочных инвесторов, которые ориентируются на длительную перспективу. Последние также получают доход от разницы в цене покупки и продажи акций, но принимают во внимание и доход от дивидендов, если компания получает прибыли и делит их среди акционеров. Это общие правила, которые относятся и к интернет-компаниям.
Что касается российских компаний, я полагаю, что в скором времени наиболее развитая часть из них дорастет до уровня, когда для них станет возможным выход на международные открытые рынки. Для выхода на международный рынок необходима прозрачная финансовая отчетность и финансовые показатели развития, способные привлечь внимание международных инвесторов, обязательное участие инвестиционного, финансового и юридического консультантов и правильно спрогнозированный момент времени, подходящий для успешного выхода на рынок и пр. Обычно выход на международный рынок является следующим шагом в инвестиционном развитии компаний после привлечения одного или нескольких раундов частного/венчурного финансирования.
В мире, в том числе в США и Европе, существует довольно много открытых торговых/биржевых систем, на которых котируются и торгуются акции молодых компаний. Ряд российских интернет-компаний имеет шансы выйти на них через некоторое время.
 
РБК: Каков процент интернет-стартапов обречен на банкротство?
 
Н.О.: Под банкротством будем для простоты понимать разорение. Если принимать во внимание всю вселенную интернет-проектов, включая просто созревшие у кого-то идеи, то, вероятно, очень большая, если не подавляющая часть. Вследствие того, что многие проекты не являются достаточно интересными, или проработанными, или реализуемыми на определенный момент времени, венчурные капиталисты отказывают почти 90% начинающих предпринимателей, которые к ним обращаются.
 
РБК: Что Вы можете сказать о рынке интернет-рекламы?
 
Н.О.: В моей презентации на РИФе, которая помещена на сайте РБК, присутствует оценка российского рынка интернет-рекламы, сделанная "Артур Андерсен".
 
РБК: Какое место на нем занимает рынок онлайн рекламы?
 
Н.О.: Российский рынок сетевой рекламы пока невелик и оценивается в 1-2 млн долл. в 1999 г., в то время как объем всего рекламного рынка России составит в 2000 г. 1,1 млрд долл., по оценкам Kagan World Media. Для сравнения, по данным Forrester Research, расходы на сетевую рекламу в США составят в 2000 г. 5,4 млрд долл. по сравнению с 2,8 млрд долл. в 1999 г.
Несмотря на незначительный объем, растет рынок сетевой рекламы в России быстро. Бюджеты рекламных компаний в Рунете растут: с 1-1,5 тыс. долл. в месяц в 1999 г. до 5-10 тыс. долл. в 2000 г. 80% сетевой рекламы в России приходится на четыре компании - Intel, Microsoft, Compaq и Hewlett-Packard. 
 
5.05.2000
РИА «РосБизнесКонсалтинг» http://rbc.ru

 

последние новости компаний
Polymedia выводит на рынок новый Flipbox UHD
Группа компаний CDC представляет систему дистанционного обучения ОПТИМУМ СДО
Новая система НОРБИТ для автоматизации госзакупок по 44-ФЗ
ПластФактор выводит в свет новинку — покрытие Veropol dom
ABBYY® TextGrabber + Translator «подружился» с планшетами Apple®
«ЭЛВИС-НеоТек» запускает новый сайт www.visorjet.ru для нового продукта
Новая дверь NAYADA-Magic: шум станет незаметен
В рамках Windows Embedded Day 2013 Polymedia представила Flipbox
QTECH применяет революционную технологию BWP в новых коммутаторах серии QTECH QSW-2910
«Hi-Tech Security» представит новинки систем безопасности на MIPS 2013
последние объявления
Дансмаг
интернет- магазин конструкторов и развивающих игрушек для детей
Megaholl
Закупка и доставка товаров из Китая в Россию и страны СНГ
Север Трейд Плюс
Формы для заборов, 3D панели, тротуарной плитки.
Продаются вагоны-хопперы
Тексна
Берём в аренду полувагоны
проектирование предприятий торговли
CUPOL
НПЦ Фирма НЕЛК
Кремнийорганические тампонажные материалы АКОР-БН
Прожектор GEFEST с цоколем Е40 широкоизлучающий IP65 с независимым ПРА
Sandstone
ООО «АрМедКо»
ООО «Удачный»
ООО «Погрузчик»
Акция "ЛЕТНИЕ ПОЕЗДКИ"
Производство и продажа медалей, сувениров из драгоценных металлов
Статьи и обзоры:::Электронный бизнес:::Инвестиционная привлекательность российского ИнтернетаВерсия для печати
Сервер деловых сообщений - Аренда Рекламного Комплекса - Сервер пресс-релизов на В2ВSBN - Рейтинг TOPB2B - Портал «Обеспечение Бизнеса» - Сервер Управления Рекламой СБН
Сайт построен по технологии ТАПИР.
© Синтез Бизнес Новаций 1999-2018